К вопросу о создании коммуникативной ситуации при обучении иноязычной письменной речи
Коммуникативный подход в обучении иностранному языку впервые возник в 70ых годах как результат работы экспертов Совета Европы. С того времени данный метод получил широкое распространение во всем мире и стал одним из главных методов обучения иностранным языкам. Использование коммуникативной методики при обучении английскому языку - объективная необходимость, продиктованная закономерностями любого обучения. Как известно, все, чему обучается человек, он приобретает для того, чтобы использовать в предстоящей деятельности. Следовательно, готовить учащегося к участию в процессе иноязычного общения нужно в условиях иноязычного общения, созданного в классе. Это и определяет сущность коммуникативного общения, которая заключается в том, что процесс обучения является моделью процесса общения. Коммуникативный подход, прежде всего, фокусируется не на правильности языковых структур (хотя это аспект также остается важным), а на других параметрах: - взаимодействии участников в процессе общения, - уяснении и достижении общей коммуникативной цели, - попытках объяснить и выразить вещи различными способами, - расширении компетенции одного участника коммуникации за счет общения с другими участниками. Учитель при использовании коммуникативного подхода, как правило, выступает в качестве: помощника, друга, советчика. Основное внимание здесь уделяется групповому обучению. Задача учителя и учеников – научится работать сообща, отойти от индивидуализированного обучения. Ученик учится слушать своих товарищей, вести беседы и дискуссии в группе, работать вместе с другими участниками группы. Ученик больше ориентируется на своих товарищей по группе, чем на своего учителя как на модель. При работе с учениками 2-4 классов уместнее начинать с наиболее простых форм групповой работы, например, “вертушка” при обучении письменной речи. Письменная речь рассматривается в качестве творческого коммуникативного умения, понимаемого как способность изложить в письменной форме свои мысли. Для этого надо владеть орфографическими и каллиграфическими навыками, умением композиционно построить и оформить в письменном виде речевое произведение, составленное во внутренней речи, а также умением выбрать адекватные лексические и грамматические единицы. Ценное в приёме “вертушка” то, что он позволяет учитывать не только содержание, но и логику организации текста, а также совершенствовать навыки чтения. Работа проходит в три этапа. Первый этап. Группа рассаживается в большом кругу. Учитель формулирует задачу. Второй этап. В течение определенного времени (примерно 5-10 минут) каждый ученик индивидуально по очереди на одном листе записывает рассказ связный по содержанию, каждый раз опираясь на предыдущие высказывания. Третий этап. Последний ученик в кругу зачитывает предложения. Группа, молча, выслушивает (не критикует), а учитель высказывает своё отношение к проделанной работе. Приём “вертушка” способствует решению многих проблем в обучении иноязычному письму: • превращает процесс письма из тяжкого труда в удовольствие ― «учение с увлечением»; • помогает убрать «боязнь чистого листа»; • снять внутреннее напряжение; • опосредованно улучшить письменную речь; • повторить и закрепить изучаемый лексический материал; • развивает творческий потенциал учащихся; • способствует решению воспитательных задач. Предлагаем Вашему вниманию видеофрагмент урока английского языка с использованием приёма “вертушка” по теме «Летние каникулы». Коммуникативная ситуация на данном уроке была создана на основе известного мультипликационного фильма «Каникулы в Простоквашино».